Тематический план

  • Общее

    В учении нельзя останавливаться.
    Сюнь-цзы

    Уважаемые педагоги, приветствую Вас! Вы отправляетесь в нелегкий путь. Каждый из Вас должен почуствовать на себе с чем придется столкнуться его ученикам, когда они будут проходить курс, но созданный уже лично вами специально для них, для этой цели и был создан данный Курс по СДО Moodle. В процессе обучение Вы будете что-то понимать, а что-то нет, кое-что будет получаться, а кое-что, опять же, не будет. Это нормальные явления в процессе обучения. Удачи!

    Примечение: Данный курс разработан на базе Moodle версии 2.4 и шаблона темы оформления Fusion. Изображения и наименования пунктов могут отличаться для различных версий и тем оформления.

    Первый раздел с которым Вам необходимо ознакомиться - Введение в Moodle.

  • Введение в Moodle

    Первая тема курса освещает основные возможности Moodle, терминологию и проблемы с которыми сталкивается создатель среды. В принципе устанавливать и настраивать систему дистанционного обучения учитель не должен, этим должен заниматься грамотный инженер, технический специалист, однако практика показывает, что как раз таких специалистов в образовательных учреждениях и не хватает.

    Предлагаю Вам ознакомиться с оcновными возможностями системы Moodle и терминологией используемой при работе.

    • Далее будут рассмотрены основные настройки, которые следует скорректировать при создании собственного курса, а также основные элементы и ресурсы, которыми наполняется курс.

    • После того как материал представленный выше Вами усвоен, предлагаю перейти к практической части. В процессе практики у Вас есть возможность пользоваться представленным теоретическим материалом. Для этого необходимо открыть две вкладки браузера в одной из которых можно просматривать теорию, а в другой выполнять задание.

    • Материал раздела Введение в Moodle доступен для скачивания в формате PDF. Вы можете распечатать материал для удобства использования при работе над практической частью. При печати в целях экономии бумаги рекомендуется указать в параметрах печати 2 страницы на листе или распечатать в виде брошюры.

  • Инструменты контроля знаний. Тесты

    Лекции и тесты - это основные элементы, которые используются при создании курса. В данном разделе будет подробно описан порядок создания теста и разновидности вопросов, которые можно включить в тест.

    Перед тем как создавать тест необходимо наполнить Банк вопросов, т.к. вопросы существуют отдельно от элементов курса Тест, таким образом в различные тесты, созданные в рамках, например, курса можно добавлять вопросы из одного общего Банка вопросов. Изучите следующий материал, в котором будет рассказано как работать с банком вопросов и какие виды вопросов можно использовать в тестах.

    Для того чтобы начать работу с Банком вопросов найдите в меню большой блок НАСТРОЙКИ -> Управление курсом -> Банк вопросов. Вы увидите кнопку Создать вопрос, после нажатия на которую появится окно с выбором типа вопросов.

    Рассмотрим краткую характеристику типов вопросов:

    • Верно/Неверно. Вопрос, на который имеется только 2 альтернативы: да или нет.
    • Вложенные ответы. Это несколько комплексный тип вопроса, который состоит из нескольких, указанный в этом списке. Его использование затруднено, т.к. придется писать алгоритм, т.е. немного программировать.
    • Вычисляемый. Вопрос, в котором ответ представляет собой число, вычисленное по заданной формуле, зависящей от исходных значений. Исходные значения находятся в определенной области, указанной Учителем и выбираются из нее случайным образом. Поэтому, при каждом обращении к такому вопросу, в нем меняются исходные параметры и, соответственно, ответ.
    • Краткий ответ. Ответом на такой вопрос является одно слово или короткая фраза. Правильно ответит тот ученик, который напишет слово, которое точно совпадет со списком слов, указанных учителем.
    • Множественный выбор. Вопрос, у которого предложено несколько возможных ответов. Ученик должен выбрать один (или несколько) правильных ответов.
    • На соответствие. Одновременно отображается список вопросов и список ответов. Учащихся должен каждому вопросу поставить в соответствие нужный ответ.
    • Случайный вопрос на соответствие. Вопрос, который система может автоматически сгенерировать из нескольких вопросов на соответствие.
    • Числовой ответ. Вопрос, ответом которого является число.
    • Эссе. Вопрос, ответ на который учащийся должен написать небольшой рассказ (эссе).
    • Описание. Вообще говоря, это не вопрос. Просто текстовая вставка, которая потребуется для составления тестов. Например, инструкция для решения задач определенного типа.
  • Инструменты контроля знаний. Лекции

    Лекции и тесты - это основные элементы, которые используются при создании курса. В данном разделе будет подробно описан порядок создания лекции.

    Особенность лекций, как элементов курса, заключается в том, что с помощью этого инструмента можно создать множество карточек/страниц с контентом и выстроить их друг за другом или в каком угодно порядке. На каждой странице с материалом можно осуществить контроль знаний, задав студенту вопрос, после  ответа на который он сможет перейти к следующей странице лекции. Вместо вопроса на странице можно разместить указатель перехода к следующей странице или к какой угодно странице. Между страницами с материалом существует возможность вставлять вопросы всевозможных типов (типы вопросов мы рассмотрели в разделе Инструменты контроля знаний. Тесты).

    И так, ознакомимся с порядком создания лекции.

    • Теперь, когда Вы ознакомились с порядком создания элемента курса Лекция, можно перейти к практической части.

    • Материалы разделов Инструменты контроля знаний. Тесты и Инструменты контроля знаний. Лекции доступны для скачивания в формате PDF.

  • Создание математических формул с помощью TeX

    TeX - система компьютерной вертски (произносится "тех"). Многие считают TeX лучшим способом для набора сложных математических формул. В частности, благодаря этим возможностям, TeX популярен в академических кругах, особенно среди математиков и физиков.

    В этом разделе Вы научитесь создавать формулы с помощью языка ТеХ любой сложности, чтобы использовать их в своем сетевом курсе.

    • Примечание:

      Данный раздел посвященный созданию формул в $$\TeX$$ не является обязательным для всех слушателей курса, однако, строго рекомендован учителям математики, физики и других точных дисциплин.

  • Настройки. Управление курсом

    В данном разделе Вы познакомитесь с тем, каким образом можно осуществлять управление курсом.

    Основные и необходимые возможности управления курсом:

    • Контролировать посещаемость студентами курса и выполнение заданий, меню Управление курсом -> Оценки. На странице с оценками приведена таблица, которая представляет собой, фактически, журнал успеваемости студентов. Здесь Вы сможете увидеть кто из студентов проявляет активность проходя лекции, тесты и другие элементы курса.;
    • Редактировать настройки курса. Этот пункт меню поможет изменить начальные настройки курса, которые Вы задавали при его создании, когда курс еще не был наполнен элементами. Все течет, все меняется, Ваш курс тоже, Вам не раз и не два придется изменить его название, описание и другие параметры, которые рассмотрены в первом разделе Введение в Moodle.
    • Резервное копирование, Импорт и Восстановление. Не забывайте заблаговременно выполнять резервное копирование курса, это поможет избежать потерю данных в случае крушения сервера, например. Затем курс можно восстановить из архива в другой системе Moodle.
    • Банк вопросов. Здесь же располагается Банк вопросов, речь о котором шла в разделе Инструменты контроля знаний. Тесты.
    • Неподалеку находится пункт меню Переключиться к роли. Время от времени Вам придется переключиться к роли, например, студента, чтобы увидеть как будет выглядеть курс глазами ваших учеников, которые имею меньше прав чем Вы. После переключения к роли вернуться в свою роль можно в этом же пункте меню по ссылке Переключиться к моей обычной роли.
  • Интеграция сторонних элементов курса.

    В разделе будут приведены примеры, как и с помощью чего можно разработать качественные элементы курса вне Moodle, чтобы затем интегрировать их в собственный курс. Очевидно, что можно просто "накидать" в курс файлов Word, PDF и прочих статичных элементов, это самый легкий путь, путь для "ленивых", его следует использовать в крайнем случае, когда материал специфический и в ином формате его не представить, например, техническая документация. Здесь будет представлен ряд способов разработки интерактивных элементов курса с помощью сторонних программных средств, таких элементов, с которыми ученикам будет интересно работать.

    • Первым примером будет презентация, сделанная в Microsoft PowerPoint. Сегодня презентации может делать каждый, хотя и не каждый их делает, Вашему вниманию предлагается способ создания усовершенствованных презентаций, снабженных аудио и видеосопровождением, а также элементами контроля знаний в виде привычных уже нам тестов.

  • Список литературы

    В данном разделе размещены ссылки на полезные ресурсы, которые могут помочь в создании курсов в Moodle